Иловайск – город районного значения. В административном отношении подчиняется городу Харцызску. Расположен в центральной части области.

Основан в 60-х гг. Х1Х в. как разъезд 17 на железнодорожной линии Харьков-Таганрог. Назван по имени крупного помещика Иловайского, по землям которого в этих местах пролегла дорога. Поселок начал быстро развиваться с конца 80-х гг. Х1Х в. после соединения Курско-Харьковско-Азовской железной дороги с Екатерининской.


После постройки Второй Екатерининской железной дороги (Долгинцево-Волноваха-Иловайск-Дебальцево) в 1902-1904 гг. Иловайск стал узловой станцией. Сюда увеличился приток рабочих из центральных губерний России, севера Украины, области Войска Донского. К 1903 г. в поселке насчитывалось более 900 чел.

Железнодорожный узел значительно расширился в 1905-1914 гг. Здесь работало более 400 чел. До 12 увеличилось число станционных путей. В 1908 г. построен вокзал. В поселке появились паровая мельница и черепичный завод. Накануне первой мировой войны в нем проживало уже около 2 тыс. чел. Население обслуживали лавка, несколько ларьков, фельдшерский пункт, железнодорожная двухклассная школа.

Статус города присвоен Иловайску в 1938 г.

Современный город занимает территорию 11 кв. км, из них 40 % под застройкой. На одного жителя приходится 390 кв. м зеленых насаждений. Средняя температура января –5,7 , июля +22,5 . За год выпадает 440 мм осадков.

Население на 5 декабря 2001 г. составило 17,6 тыс. чел., на начало 2004 г. – 17,1 тыс. чел.

Около 40 % занятых в народном хозяйстве трудятся в Иловайском отделении Донецкой железной дороги. Промышленные предприятия обслуживают железнодорожный транспорт и сельскохозяйственную технику.

Город расположен поблизости от границы с Россией. На его территории находится приграничный контрольный пункт, таможенный пост Амвросиевской таможни.