Иловайск – город районного значения. В административном отношении
подчиняется городу Харцызску. Расположен в центральной части области.
Основан в 60-х гг. Х1Х в. как разъезд 17 на железнодорожной линии
Харьков-Таганрог. Назван по имени крупного помещика Иловайского, по
землям которого в этих местах пролегла дорога. Поселок начал быстро
развиваться с конца 80-х гг. Х1Х в. после соединения
Курско-Харьковско-Азовской железной дороги с Екатерининской.
После постройки Второй Екатерининской железной дороги
(Долгинцево-Волноваха-Иловайск-Дебальцево) в 1902-1904 гг. Иловайск стал
узловой станцией. Сюда увеличился приток рабочих из центральных
губерний России, севера Украины, области Войска Донского. К 1903 г. в
поселке насчитывалось более 900 чел.
Железнодорожный узел
значительно расширился в 1905-1914 гг. Здесь работало более 400 чел. До
12 увеличилось число станционных путей. В 1908 г. построен вокзал. В
поселке появились паровая мельница и черепичный завод. Накануне первой
мировой войны в нем проживало уже около 2 тыс. чел. Население
обслуживали лавка, несколько ларьков, фельдшерский пункт,
железнодорожная двухклассная школа.
Статус города присвоен Иловайску в 1938 г.
Современный город занимает территорию 11 кв. км, из них 40 % под
застройкой. На одного жителя приходится 390 кв. м зеленых насаждений.
Средняя температура января –5,7 , июля +22,5 . За год выпадает 440 мм
осадков.
Население на 5 декабря 2001 г. составило 17,6 тыс. чел., на начало 2004 г. – 17,1 тыс. чел.
Около 40 % занятых в народном хозяйстве трудятся в Иловайском
отделении Донецкой железной дороги. Промышленные предприятия обслуживают
железнодорожный транспорт и сельскохозяйственную технику.
Город расположен поблизости от границы с Россией. На его территории
находится приграничный контрольный пункт, таможенный пост Амвросиевской
таможни.